Фрагмент для ознакомления
2
Система государственного регулирования инновационной деятельности d Российской Федерации отличается высокой долей государственного научного сектора, на который приходится 72,2 % затрат на исследовательские работы, тогда как в развитых странах - 20-30%, отсутствие крупных наукоемких корпораций, слабое развитие малого инновационного бизнеса, фондового рынка, венчурных фондов. Инновационная политика государства проводится исключительно на федеральном уровне и сосредотачивается только на создании инфраструктуры цепи «наука -производство - рынок».
Разработка и реализация инновационной политики России входzт в компетенции органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, однако, при этом субъекты РФ фактически лишаются полномочий, которые позволяли бы им проводить собственную
инновационную политику общегосударственного значения. Поэтому в начале 2010-х гг. века правительство РФ создает все больше условий для роста инноваций в нашей стране.
Необходимо отметить, что в декабре 2016 года утверждена Стратегия научно-технологического развития России. В ней определены цели, принципы, задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в области инновационного развития. В рамках Стратегии предусмотрено поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки и доведение их до уровня не менее 2% ВВП. При этом уровень частных инвестиций к 2035 г. должен быть не ниже государственных.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации инновационному развитию уделяется гораздо большее внимание по сравнению с предыдущими годами, но тем не менее предпринимаемых мер недостаточно для решения ряда проблем.
1. Краткая характеристика развиваемых на территории региона инновационных видов деятельности
Инновационное развитие Российской Федерации непосредственно зависит от инновационного развития субъектов (в данной исследовательской работе рассматриваются показатели субъекта на примере Архангельской области). Эту зависимость подтверждают опубликованные официальные статистические данные Архангельской области.
По итогам 2016 г. внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования составили (таблица 1) 1,5 млрд руб. (0,2 % к ВРП), из которых 1,2 млрд руб., что составляет около 83,9 %, - средства бюджетов всех уровней, включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора. 113,3 млн руб. приходятся на средства организаций предпринимательского сектора (около 7,7 %) и 40,7 млн. руб. - на средства иностранных источников, что составляет 2,7 % от общего объема
Необходимо отметить, что по сравнению с 2014 г. внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования увеличились на 0,7 %, при этом средства бюджетов всех уровней, включая бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования и средства организаций государственного сектора увеличились на 51,3%, а средства организаций предпринимательского сектора
уменьшились на 78,0 %. Следовательно, инновационная политика
Архангельской области ориентирована на государственное финансирование инновационного развития.
В 2016 г. используемыми передовыми производственными технологиями являлись группа «производство, обработка и сборка», составляющая 268 из 1416 общей численности технологий или 18,9 %, и группа «связь и управление», составляющая 739 из 1416 общей численности технологий или 52,2 %. Также следует отметить, что из общей численности технологий 775 или 54 % численности всех технологий приходится на технологии, внедряемые в течение 6 и более лет, в сравнении на технологии, внедряемые в течение одного года, приходится 93 или 6,6 % численности всех технологий (таблица 2).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
3. Горфинкель В.Я., Базилевич А.И., Бобков Л.В. Инновационный менеджмент. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 381 с.
4. Кузьминов А.Н., Погосян Р.Р., Юрков А.А. Инновационный менеджмент. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 380 с.
5. Полетаев В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 281 с.
6. Казакова Н.А. Анализ факторов формирования инновационной модели развития региональной экономики: российской и мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. №3.
7. Архангельская область в цифрах - 2016 г. Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. URL: http://195.144.248.238/bgd/ao_16/Main.htm (Дата обращения: 07.05.2018)